|
УТВЕРЖДЕНО ПостановлениеМинистерстваобразования Республики Беларусь от 31 октября 2023 г. № 329 |
ПРОГРАММА развития национальной системы обеспечения качества образования до 2025 года и на перспективу до 2030 года
ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Программаразвития национальной системы обеспечения качества образования до 2025 годаи на перспективу до 2030 года подготовлена на основании Кодекса Республики Беларусь об образованиии учитывает положения:
Закона Республики Беларусь от 14 октября 2022 г. № 213-З «О лицензировании»;
Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2021 – 2025 годы, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 29 июля 2021 г. № 292;
Концепции развития системы образования Республики Беларусь до 2030 года, утвержденнойпостановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 ноября 2021 г. № 683;
Государственной программы «Образование и молодежная политика» на 2021 – 2025 годы, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 января 2021 г. № 57;
Программы деятельности Правительства Республики Беларусь на период до 2025 года, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24декабря 2020 г. № 758;
Программы «Качество 2021 – 2025», утвержденной заместителем Премьер-министра Республики Беларусь 8 декабря 2020 г.
В Программе определены задачи, основные направления и этапы развития национальной системы обеспечения качества образования в современных социально-экономических условиях, ожидаемые результаты и правовой механизм ее реализации.
В Программе используются термины и их определения:
качество образования – в значении, определенном в подпункте 1.10 пункта 1 статьи 1 Кодекса Республики Беларусь об образовании;
контроль за обеспечением качества образования – в значении, определенном в пункте 1 статьи 116 Кодекса Республики Беларусь об образовании;
контрольно-диагностические измерения в сфере образования – процедура определения и (или) измерения степени соответствия предоставляемого образования требованиям образовательных стандартов, учебно-программной документации образовательных программ;
национальная система обеспечения качества образования – комплекс взаимосвязанных структурных и функциональных элементов, измеримых показателей и мероприятий, направленных на создание условий для постоянного повышения качества национального образования;
обеспечение качества образования – совокупность мероприятий, охватывающих все этапы образовательной деятельности учреждения образования, иной организации, индивидуального предпринимателя, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность (далее, если не указано иное,– учреждения образования),и направленных на достижение соответствия образования образовательному стандарту, учебно-программной документации образовательных программ,включая подготовку и повышение квалификации педагогических кадров, разработку научно-методического обеспечения образовательных программ;
самоконтроль за обеспечением качества образования – в значении, определенном в пункте 1 статьи 117 Кодекса Республики Беларусь об образовании.
ГЛАВА 2
ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
Система образования Республики Беларусь обеспечивает получение обучающимися основного, дополнительного и специального образования.
В Республике Беларусь функционируют более 7 тыс. учреждений образования, представляющих все его уровни, в которых обучаются и воспитываются более 2 млн. детей, учащихся, студентов, курсантов и слушателей. В системе образования занято свыше 417 тыс. работников.
В обеспечении качества образования задействованы Министерство образования, местные исполнительные и распорядительные органы, Департамент контроля качества образования Министерства образования (далее – Департамент контроля качества образования),государственныеорганизации образования, обеспечивающие функционирование системы образования, учреждения, на которые возложены функции организации, осуществляющей научно-методическое обеспечение образования, учебно-методические объединения в сфере образования и учреждения образования.
Выделяются система внешнего обеспечения качества образования – на республиканском уровне и система внутреннего обеспечения качества образования – на уровне деятельности учреждения образования.
Методическое сопровождение обеспечения качества образования по уровням образования осуществляют:
дошкольного, общего среднего и специального образования – научно-методическое учреждение «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь» (далее – Национальный институт образования);
профессионально-технического, среднего специального образования и дополнительного образования взрослых (образовательные программы профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации рабочих (служащих) – учреждение образования «Республиканский институт профессионального образования» (далее – Республиканский институт профессионального образования);
высшего образования и дополнительного образования взрослых (на уровне высшего и среднего специального образования) – государственное учреждение образования «Республиканский институт высшей школы» (далее – Республиканский институт высшей школы);
дополнительного образования взрослых (переподготовкаи повышение квалификации руководящих работников и специалистов учреждений дошкольного, общего среднего, специального образования) – государственноеучреждение образования «Академия последипломного образования» (далее – Академия последипломного образования).
I. Внешнее обеспечение качества образования
Система внешнего обеспечения качества образования интегрирует в себе все функции управления развитием системы образования и представляет собой замкнутый контур: сбор и обработка информации, анализ и планирование, контроль и коррекция результатов образовательной деятельности на всех уровнях управления.
Функциональными элементами внешнего обеспечения качества образования являются следующие.
1. Единые требования к содержанию образования, образовательной деятельности учреждений образования и педагогическим кадрам(по уровням образования)
Данный элемент включает в себя разработку образовательных стандартов, учебно-программной документации, других компонентов научно-методического обеспечения образования, нормативной правовой базы в сфере образования, в том числе критериев соответствия учреждений образования заявленному виду, а также подготовку педагогических кадров.
Определяющая роль в реализации данной функции возложена на Министерство образования, а также на организации, осуществляющие научно-методическое обеспечение образования на республиканском, областном (г. Минска) и районном (городском) уровнях, учебно-методические объединения в сфере образования при тесном взаимодействии с заказчиками кадров.
В целях создания единого, целостного механизма правового регулирования образовательных отношений, обеспечения систематизации иупорядочения правовых норм принята новая редакция КодексаРеспублики Беларусь обобразовании, вступившая всилу с1сентября 2022 г.; обновлены более 400 нормативных правовых актов в сфере образования; принят Общегосударственный классификатор Республики Беларусь ОКРБ 011-2022 «Специальности и квалификации»; разработаны и утверждены критерии соответствия учреждений образования заявленному виду для учреждений общего среднего, специального, среднего специального, высшего образования, дополнительного образования взрослых.
Разработаны образовательные стандарты общего среднего образования, обновлен образовательный стандарт дошкольного образования.Ведется широкомасштабная работа по обновлению образовательных стандартов среднего специального, высшего образования с учетом профессиональных стандартов.
2. Лицензирование образовательной деятельности
Данный элемент направлен на оценку имеющихся возможностей учреждений образования к осуществлению образовательной деятельности.
Принятие решения по вопросам лицензирования (о предоставлении, отказе в предоставлении, изменении, отказе в изменении, приостановлении, возобновлении, прекращении лицензии) и контроль за выполнением лицензиатами лицензионных требований с принятием соответствующих мер реагирования вплоть до прекращения лицензии на уровнях дошкольного, общего среднего и специального образования законодательством возложено на местные исполнительные и распорядительные органы; на уровнях профессионально-технического, среднего специального и высшего образования, дополнительного образования взрослых– на Министерство образования.
Лицензирование образовательной деятельности в республике введено с сентября 2003 г. на уровнях профессионально-технического, среднего специального и высшего образования, дополнительного образования взрослых, с октября 2022 г. – на уровнях дошкольного, общего среднего и специального образования.
На 1 октября 2023 г. в стране насчитывалось404 лицензиатов на уровнях профессионально-технического, среднего специального ивысшего образования, дополнительного образования взрослых и 5 816 лицензиатов на уровнях дошкольного, общего среднего и специального образования.
3. Государственная аккредитация учреждений образования
Данный элемент направлен наустановление соответствия образовательной деятельности учреждения образования,иной организации, которой в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность (далее – иная организация), законодательству об образовании, содержания и качества предоставляемого образования требованиям образовательных стандартов, учебно-программной документацииобразовательных программ (далее – установление соответствия) и предоставление права выдавать документы об образовании.
Принятие решения о государственной аккредитации,подтверждении государственной аккредитации учреждений образования, иных организаций возложено на Департамент контроля качества образования, установление соответствия – на Департамент контроля качества образования и государственное учреждение «Национальное агентство по обеспечению качества образования» (далее – Национальное агентство по обеспечению качества образования).
В 2022 годуосуществлены 324 административные процедуры государственной аккредитации, подтверждения государственной аккредитации учреждений образования, иных организаций (в 2021 г. – 1 625, в 2020 г. – 1 516). Проведена государственная аккредитация на соответствие заявленному виду 67 учреждений образования (27 – общего среднего образования, 34 – среднего специального образования, 6 – высшего образования), государственная аккредитация по 296 специальностям (по 62 – на уровне среднего специального образования, по 173 – науровне высшего образования, по 61 – на уровне дополнительного образования взрослых)и государственная аккредитация 2 иных организаций по профилю (направлению) образования.Проведено подтверждение государственной аккредитации на соответствие заявленному виду 111 учреждений образования, подтверждение государственной аккредитации по 283 специальностям,подтверждение государственной аккредитации 7 иных организаций по профилю (направлению) образования.
4. Контрольно-диагностические измерения в сфере образования
Данный элемент включает в себя проведение исследований, контрольных срезов, комплексных контрольных работ, итоговой аттестации обучающихся и др.Технологии, методы, методики,формы, способы, средства, инструменты контрольно-диагностических измерений зависят от уровня образования и целей таких измерений.
Координацию, методическое сопровождение и проведение контрольно-диагностических измерений в сфере образования обеспечивают по уровням образования:
общего среднего и специального образования –Национальный институт образования,Академия последипломного образования, учреждение образования «Республиканский институт контроля знаний» (далее – Республиканский институт контроля знаний);
профессионально-технического, среднего специального образования и дополнительного образования взрослых (образовательные программы профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации рабочих (служащих) – Республиканский институт профессионального образования;
высшего образования и дополнительного образования взрослых (на уровне высшего и среднего специального образования) –Республиканский институт высшей школы.
Департамент контроля качества образования и Национальное агентство по обеспечению качества образования осуществляют контрольно-диагностические измерения в сфере образования в рамках государственной аккредитации, подтверждения государственной аккредитации учреждений образования.
Национальный институт образованияоценивает качество общего среднего образования по итогам проведения республиканских контрольных работ (далее – РКР), изучения функциональной грамотности обучающихся по направлениям.
В феврале 2023 г. проведена РКР по учебному предмету «История Беларуси», в которой приняли участие 3 812учащихся VI класса из 164 учреждений общего среднего образования всех регионов страны. 61,8% участников выполнили РКР на высоком идостаточном уровнях (отметки 7–10 баллов); в сентябре 2023 г. Национальным агентством по обеспечению качества образования проведены контрольные измерения качества усвоения учебного материала учащимися XI классов, осваивающими содержание образовательной программы среднего образования в лицеях учреждений высшего образования, государственного учреждения образования «Лицей Белорусского государственного университета» по 11 учебным предметам, изучаемым на повышенном уровне, и учебным предметам «Русский язык» и «Белорусский язык», изучаемых на базовом уровне, в которых приняли участие 1309 учащихся XI классов, осваивающих содержание образовательной программы среднего образования.
В 2023 г. внедрен механизм независимой итоговой аттестации обучающихся по результатам освоения образовательных программ общего среднего образования (совмещение итоговых экзаменов со вступительными испытаниями – проведение централизованного экзамена).
Оценка уровня освоения обучающимися учебного материала учреждений профессионального образования возобновлена Национальным агентством по обеспечению качества образования с декабря 2022 г. в виде проведения контрольных срезов: в декабре 2022 г. – базовой части цикла (модуля) социально-гуманитарных дисциплин, в котором приняли участие 1 587 студентов 47 учреждений высшего образования, 31 % участников выполнили контрольный срез на высоком уровне (отметки 9–10баллов); в мае 2023 г. – общепрофессиональных и специальных дисциплин, в котором приняли участие 201 студент и 529 учащихся дневной формы получения образования частных учреждений высшего образования и среднего специального образования; в сентябре 2023 г. – общепрофессиональных и специальных дисциплин в 35 учреждениях высшего образования по 12 специальностям I ступени высшего образования, в котором приняли участие 2410 студентов дневной формы получения образования.
Внешние контрольно-диагностические измерения на уровнях дошкольного, специального образования, дополнительного образования взрослых законодательством не предусмотрены.
5. Статистическое наблюдение за образовательной деятельностью
Данный элементреализуется путем сбора, накопления, систематизации и анализа статистических данных в сфере образования.
На республиканском уровне ведение государственной статистической и ведомственной отчетности образования, создание и ведение отраслевых баз данных статистической информации, разработку и издание статистических сборников, развитие средств телекоммуникаций и информационных ресурсов, разработку, распространение программного обеспечения в сфере образования осуществляет учреждение «Главный информационно-аналитический центр Министерства образования Республики Беларусь» (далее – Главный информационно-аналитический центр).
В 2021 г. с целью создания интегрированного статистического информационного ресурса и инструментария в системе образования, который позволит проводить единую политику в области информационного обеспечения, в первую очередь, органов власти и управления, разработана и внедрена республиканская автоматизированная система «Электронное образование» (далее – РАС «Электронное образование»).
РАС «Электронное образование» – единая информационная система, которая позволила не только автоматизировать основные процессы статистического производства в системе образования, но и повысила уровень качества и оперативности сбора, обработки, анализа и хранения информации, содержащейся в формах учета, отражающих процессы, направленные на максимальное удовлетворение потребности общества, государства в официальной статистической информации высокого качества об учреждениях образования.
С помощью РАС «Электронное образование» сбор статистической отчетности осуществляется от респондентов в электронном формате, то есть обеспечен переход на сквозную технологию сбора, обработки, накопления и предоставления статистической информации по уровням общего среднего, профессионально-технического, среднего специального и высшего образования, что повысило оперативность и качество предоставления первичных статистических данных, внедрен действенный механизм контроля за предоставлением информации на всех уровнях, а также расширен спектр аналитической деятельности. Внедрены комбинированные методы статистического наблюдения в сфере образования, технологии обработки статистических данных на основе единой информационно-логической модели статистической информации; обеспечен доступ к открытым сводным статистическим данным внешних пользователей.
6. Контроль за обеспечением качества образования
Данный элемент направлен на проверку соответствия образования образовательному стандарту, учебно-программной документации образовательных программ, иным требованиям, предусмотренным Кодексом Республики Беларусь об образовании и иными актами законодательства, образовательной и иной деятельности учреждения образования, иной организации, индивидуального предпринимателя, осуществляющих образовательную деятельность, требованиям законодательства об образовании и принятие мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений.
Данную функциюв рамках контрольной (надзорной) деятельности выполняет Департамент контроля качества образования, местные исполнительные и распорядительные органы.
В 2022 г.Департаментом контроля качества образования проведено более 10 проверок, мониторингов деятельности учреждений образования; изучалась работа учреждений образования по профилактике коррупционных правонарушений: осуществлено анонимное анкетирование обучающихся и преподавателей 13 учреждений высшего образования, контроль выполнения планов мероприятий по противодействию коррупции в 184 учреждениях разного уровня образования.Проводилась профилактическая и предупредительная работа с представителями органов государственного управления в сфере образования, с трудовыми коллективами учреждений образования. В целом увеличено количество проводимых Министерством образования мероприятий профилактического и предупредительного характера. Так, в 2022 г. проведено 8 304таких мероприятия (в 2021 г. – 8 159, в 2020 г. – 2 813).
II. Внутреннее обеспечение качества образования
Внутреннее обеспечение качества образования осуществляется в рамках деятельности учреждения образования, направлено на его совершенствование и включает системную работу по обеспечению качествапредоставляемого образованияс участием всех заинтересованных сторон и подразделений учреждения образования на всех уровнях его управления.Обеспечение качества образования является более эффективным, когда существует взаимосвязь между научными исследованиями, обучением и преподаванием,учитывается как национальный, так и внутренний контекст,в котором работает учреждение образования.
Одной из основных форм внутреннего обеспечения качества образования является самоконтроль за обеспечением качества образования (далее – самоконтроль). Порядок и периодичность проведения самоконтроля определяются руководителем учреждения образования. Процедура основывается на аналитической деятельности: оценивается организация,обеспечение ресурсами образовательной деятельности, содержание и качество образования, а также его результативность.
Информация о результатах проведенного самоконтроля является необходимым документом при подаче заявления о проведении государственной аккредитации и (или) подтверждения государственной аккредитации учреждения образования, иной организации.
Ежегодно учреждениям образования присуждается Премия Правительства Республики Беларусь за достижения в области качества:
за 2020 г. – учреждению образования «Витебский государственный университет имени П.М.Машерова»;
за 2021 г. – учреждению образования «Белорусская государственная орденов Октябрьской Революции и Трудового Красного Знамени сельскохозяйственная академия», учреждению образования «Брестский государственный технический университет», учреждению образования «Гродненский государственный аграрный университет»;
за 2022 г. – государственному учреждению образования «Гродненский областной институт развития образования», учреждению образования «Гомельский государственный медицинский университет».
ГЛАВА 3
ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, НАПРАВЛЕНИЯ И ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
Приоритетной целью Программы является повышение качества основного, дополнительного и специального образования.
Задачи, которые будут решаться в рамках Программы, направления и этапы развития национальной системы обеспечения качества образования затрагивают все виды, уровни и ступени образования, носят межотраслевой характер и определены по ее функциональным элементам.
1. Единые требования к содержанию образования, образовательной деятельности учреждений образования и педагогическим кадрам(по уровням образования)
Основными задачами Программы в рамках данного элемента являются:
разработка и унификация критериев и показателей, используемых для оценки образовательной деятельности учреждений образования (по уровням образования);
правовой мониторинг и совершенствование законодательства в сфере образования;
обновление образовательных стандартов, научно-методического обеспечения образования, в том числе на основе профессиональных стандартов;
подготовка и повышение квалификации педагогических работников, в том числе на основе результатов диагностики профессиональных компетенций.
Направления развития до 2025 года:
разработка критериев и показателей оценки образовательной деятельности учреждений дошкольного образования, специального образования;
обновление критериев и показателей оценки образовательной деятельности учреждений общего среднего образования, высшего образования, дополнительного образования взрослых, реализующих образовательные программы, перечисленные в подпункте 5.1 пункта 5 статьи 28 Кодекса Республики Беларусь об образовании;
подготовка нормативных правовых актов, регламентирующих систему управления качеством профессионального образования (уровни профессионально-технического и среднего специального образования) на основе критериев и показателей, позволяющих определять эффективность деятельности колледжей;
опережающее повышение квалификации педагогических кадров всех уровней образования, в том числе на основе результатов диагностики профессиональных компетенций.
Перспективы развития до 2030 года:
разработка критериев и показателей оценки образовательной деятельности учреждений дополнительного образования взрослых;
апробация и внедрение критериев оценки образовательной деятельности учреждений дошкольного образования, специального образования;
развитие системы управления качеством профессионального образования с применением критериев и показателей, позволяющих определять эффективность системы профессионального образования;
совершенствование национальной системы оценки качества дополнительного образования взрослых, включая разработку критериев оценки образовательной деятельности иных организаций;
унификация критериев и показателей (по уровням образования), используемых для: процедуры государственной аккредитации, оценки образовательной деятельности учреждений образования, работы руководителей организаций, подчиненных Министерству образования, руководителей государственных бюджетных организаций по выполнению показателей при установлении надбавки за высокие достижения в труде.
2. Лицензирование образовательной деятельности
Основной задачей Программы в рамках данного элемента является эффективная оценка имеющихся возможностей учреждений образования к осуществлению образовательной деятельности.
Направления развития до 2025 года:
координация, организационно-методическое сопровождение деятельности местных исполнительных и распорядительных органов, осуществляющих лицензирование дошкольного, общего среднего, специального образования;
разработка проекта нормативного правового акта по вопросам осуществления лицензионного контроля в сфере образования, определяющего компетенцию Министерства образования, Департамента контроля качества образования, лицензирующих органов в сфере образования, формы, методы, способы осуществления лицензионного контроля;
консультативно-методическая помощь учреждениям образования по вопросам лицензирования на уровнях дошкольного, общего среднего и специального образования.
Перспективы развития до 2030 года:
введение института лицензирования при реализации образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи.
3. Государственная аккредитация учреждений образования
Основными задачами Программы в рамках данного элемента являются:
снижение функциональной нагрузки на учреждения образования, иные организации при осуществлении административных процедур государственной аккредитации и подтверждения государственной аккредитации;
введение института экспертов в сфере установления соответствия.
Направления развития до 2025 года:
цифровизация административных процедур государственной аккредитации и подтверждения государственной аккредитации учреждения образования на соответствие заявленному виду (по каждой специальности), иной организации по профилю образования, направлению образования;
модернизация базы данных аккредитованных учреждений образования, иных организаций, создание реестра аккредитованных учреждений образования, иных организаций;
оптимизация вида платы, взымаемой при осуществлении административных процедур государственной аккредитации и подтверждения государственной аккредитации учреждения образования на соответствие заявленному виду (по каждой специальности), иной организации по профилю образования, направлению образования;
консультативно-методическаяпомощь учреждениям образования, иным организациям по вопросам государственной аккредитации и подтверждения государственной аккредитации;
создание единой базы экспертов, привлекаемых к аккредитационной экспертизе организаций, осуществляющих образовательную деятельность,по образовательным программам высшего образования в Российской Федерации, членов комиссий по установлению соответствия в Республике Беларусь (в рамках построения общего образовательного пространства Союзного государства).
Перспективы развития до 2030 года:
создание системы подготовки и сертификации экспертов, привлекаемых к установлению соответствия.
4. Контрольно-диагностические измерения в сфере образования
Основными задачами Программы в рамках данного элемента являются:
совершенствование системы независимой аттестации на уровне общего среднего образования;
проведение широкомасштабных контрольно-диагностических измерений образовательных достижений обучающихся при реализации образовательных программ основного, дополнительного и специального образования на республиканском и региональном уровнях;
внедрение цифровых платформ контрольно-диагностических измерений в сфере образования.
Направления развития до 2025 года:
дошкольное образование
разработка инструментария и форм оценки качества дошкольного образования;
общее среднее образование
совершенствование механизмов независимой итоговой аттестации обучающихся по результатам освоения образовательных программ общего среднего образования (централизованного экзамена);
проведение национального исследования качества образования на уровне общего среднего образования (исследование функциональной грамотности учащихся по четырем направлениям: математическая, читательская, естественнонаучная и финансовая);
специальное образование
разработка и апробация диагностического инструментария по оценке функциональной грамотности обучающихся с особенностями психофизического развития в различных сферах жизнедеятельности в условиях инклюзивного образования;
профессионально-техническое, среднее специальное, высшее образование
расширение форм и практики проведения исследований, контрольных срезов и др. на уровнях профессионально-технического, среднего специального и высшего образования, в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий;
расширение практики проведения комплексных контрольных работ на уровнях профессионально-технического, среднего специального и высшего образования с использованием информационно-коммуникационных технологий, в том числе в удаленном формате (на уровне высшего образования);
дополнительное образование взрослых
разработка и апробация диагностического инструментария и форм контрольных измерений для оценки качества дополнительного образования взрослых.
Перспективы развития до 2030 года:
апробация инструментария и форм оценки качества дошкольного образования;
внедрение диагностического инструментария по оценке функциональной грамотности обучающихся с особенностями психофизического развития в различных сферах жизнедеятельности в условиях инклюзивного образования;
унификация контрольно-диагностических материалов для проведения комплексных контрольных работ (по группам специальностей, специальностям) в рамках установления соответствия на уровне высшего образования;
внедрение диагностического инструментария и форм контрольных измерений для оценки качества дополнительного образования взрослых.
5. Статистическое наблюдение за образовательной деятельностью
Основной задачей Программы в рамках данного элемента является цифровизация системы управления образованием, предусматривающая:
автоматизированный сбор и верификацию данных, поступающих от учреждений общего среднего образования, посредством взаимодействия с действующими системами и загрузку данных из внешних источников;
агрегацию и анализ статистических показателей, автоматизированное формирование отчетов (справочно-аналитические материалы, оперативные сводки и др.) с возможностью формирования разрезов по уровням образования, типам и видам учреждений образования, по территории (район, область, республика), типу населенного пункта, формам собственности, подчиненности и др.;
визуализацию выходной информации в виде табличных и графических форм с возможностью сегрегации данных по различным признакам;
прогнозирование показателей развития системы образования на основе методов выявления тенденций, экономико-математических и эконометрических методов и др.
Направления развития до 2025 года:
разработка (ведется с 2021 года) и апробация информационной системы управления образованием с учетом составляющих элементов системы обеспечения качества образования;
разработка электронных форм отчетности для педагогических работников при сохранении содержания и общего объема отчетности, исключение дублирующих отчетных форм и их упрощение на уровнях дошкольного и общего среднего образования;
разработка и апробация электронных форм отчетности для педагогических работников на уровнях профессионально-технического, среднего специального и высшего образования, дополнительного образования взрослых;
стандартизация форматов собираемой информации и совершенствование технологий ее использования в качестве информационной основы принятия управленческих решений в сфере образования.
Перспективы развития до 2030 года:
внедрение информационной системы управления образованием;
апробация и внедрение электронных форм отчетности для педагогических работников при сохранении содержания и общего объема отчетности, исключение повторяющихся сведений в различных отчетах на уровне дошкольного и общего среднего образования;
внедрение электронных форм отчетности для педагогических работников на уровнях профессионально-технического, среднего специального и высшего образования, дополнительного образования взрослых.
6. Контроль за обеспечением качества образования
Основными задачами Программы в рамках данного элемента являются:
обеспечение взаимосвязи всех элементов системы внешнего обеспечения качества образования с контролем за обеспечением качества образования – их результаты могут выступать основанием для осуществления контрольной деятельности с принятием соответствующих мер реагирования;
внедрение системы удаленного мониторинга (контроля) с использованием информационно-коммуникационных технологий за обеспечением качества образования учреждениями образования;
внедрение системы удаленного контроля за обеспечением качества образования, внедрение подходов, механизмов и методов, обеспечивающих превентивность контрольной работы на базе информационно-аналитических платформ.
Направления развития до 2025 года:
координация и организационно-методическое обеспечение деятельности местных исполнительных и распорядительных органов в сфере контроля за обеспечением качества образования;
совершенствование ведомственного правового регулирования контроля за обеспечением качества образования;
проведение мониторинга за обеспечением качества образования с использованием информационно-коммуникационных технологий.
Перспективы развития до 2030 года:
формирование системы удаленного контроля за обеспечением качества образования;
внедрение новых подходов, механизмов и методов, обеспечивающих превентивность контрольной работы на базе информационно-аналитических платформ;
разработка и апробация механизмов и методов, позволяющих проводить контрольные мероприятия по отдельным направлениям образовательной деятельности на базе информационно-аналитических платформ без реального выхода в учреждения образования, иные организации.
7. Комплексный анализ полученной информации как отдельный элемент внешнего обеспечения качества образования
Основной задачей в рамках данного элемента является информационно-аналитическое сопровождение деятельности Министерства образования в части функционирования национальной системы обеспечения качества образования.
В своей деятельности Министерство образования будет взаимодействовать с местными распорядительными и исполнительными органами, Главным информационно-аналитическим центром, Национальным институтом образования, Академией последипломного образования, Республиканским институтом контроля знаний, Республиканским институтом профессионального образования, Республиканским институтом высшей школы через специально созданные (действующие) в этих учреждениях структурные подразделения по обеспечению качества образования на соответствующем уровне образования, основными задачами которых являются:
планирование и изучение обеспечения качества образования учреждениями образования соответствующего уровня образования;
совершенствование, корректировка существующих или разработка новых критериев, индикаторов и показателей оценки деятельности учреждений образования;
разработка научно обоснованных методик измерения показателей оценки деятельности учреждений образования;
представление аналитической информации по итогам изучения.
Направления развития до 2025 года:
уточнение функций государственных организаций образования, обеспечивающих функционирование системы образования, учреждений, на которые возложены функции организации, осуществляющей научно-методическое обеспечение образования, в части обеспечения качества образования;
изучение и анализ всфере обеспечения качества образования с учетом межуровневых связей, определение направлений и подготовка рекомендаций по совершенствованию качества образования.
Перспективы развития до 2030 года
разработка и внедрение системы расчета и оценки результатов образовательной деятельности учреждений образования (республиканский рейтинг учреждений образования по уровням образования, совместный с Российской Федерацией рейтинг образовательных учреждений на уровне высшего образования).
8. Внутреннее обеспечение качества образования
Основной задачей в рамках данного элемента является совершенствование внутреннего обеспечения качества образования.
Координацию, методическое сопровождение внутреннего обеспечения качества образования в учреждениях образования обеспечивают по уровням образования:
дошкольного, общего среднего и специального образования –Национальный институт образования, Академия последипломного образования;
профессионально-технического, среднего специального образования и дополнительного образования взрослых (образовательные программы профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации рабочих (служащих))– Республиканский институт профессионального образования;
высшего образования и дополнительного образования взрослых (на уровне высшего и среднего специального образования)– Республиканский институт высшей школы.
Направления развития до 2025 года:
разработка методических рекомендаций по порядку организации и проведения самоконтроля за обеспечением качества образования в учреждениях образования, иных организациях, определения его периодичности.
Перспективы развития до 2030 года
совершенствование технологий диагностирования компетенций обучающихся;
разработка и внедрение в учреждениях образования внутренних систем обеспечения качества образования (для учреждений высшего образования и дополнительного образования взрослых – проектирование и реализация новой модели системы внутреннего обеспечения качества образования), которые будут: учитывать требования к порядку проведения государственной аккредитации (подтверждения государственной аккредитации); осуществлять оценку образовательной среды, ресурсного обеспечения; оценку качества учебной деятельности педагогических работников, обучающихся и ее результатов; получать обратную связь от обучающихся, педагогических работников и других заинтересованных сторон, включая заказчиков кадров, выпускников.
ГЛАВА 4
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ПРАВОВОЙ МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Программой планируется решение задач, определенных в главе 3 Программы, и выполнение показателей согласно приложению 1.
Достижение цели и решение поставленных задач Программы обеспечиваются благодаря взаимодействию организаций, задействованных в реализации Программы, путем реализации комплекса мероприятий, предусмотренных приложением 2 к Программе, а также учета положений Программы при разработке и реализации ежегодных планов работы.
Министерство образования обеспечивает координацию деятельности организаций, задействованных в реализации Программы, осуществляет контроль за процессом ее реализации.
Организации, задействованные в реализации Программы, начиная с 2024 года ежегодно до 15 января представляют в Министерство образования отчет о ходе реализации Программы.
Приложение 1
к Программе развития национальной системы обеспечения качества образования до 2025 года и на перспективу до 2030 года
Сведения о показателях, характеризующих выполнение задач Программы развития национальной системы обеспечения качества образования до 2025 года и на перспективу до 2030 года, и их значениях в 2023-2025 гг.
Наименование показателя |
Единица измерения |
Значение показателя по годам |
Организации, ответственные за выполнение |
||
2023 |
2024 |
2025 |
|||
Единые требования к содержанию образования, образователь ной деятельности учреждений образования и педагогическим кадрам |
|||||
1. Количество разработанных (измененных) критериев и показателей, используемых для оценки деятельности учреждений основного, дополнительного и специального образования, иной организации, индивидуального предпринимателя, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность (далее – учреждения образования) |
документ |
1 |
1 |
1 |
НАОКО ДККО НИО РИПО РВШ АПО |
2. Количество нормативных правовых актов (далее – НПА) в сфере образования, по которым проведен правовой мониторинг по соответствующему уровню образования: |
|||||
2.1 дошкольное, общее среднее, специальное образование |
-//- |
0 |
1 |
1 |
ГУОСДСО |
2.2 профессионально-техническое и среднее специальноеобразование |
-//- |
0 |
1 |
1 |
РИПО ГУПО |
2.3 высшее образование |
-//- |
0 |
1 |
1 |
РИВШ ГУПО |
2.4 дополнительное образование взрослых |
-//- |
0 |
1 |
1 |
РИВШ ГУПО |
3. Удельный вес обновленных образовательных стандартов для специальностей в общем количестве специальностей соответствующего уровня образования (нарастающий итог): |
|||||
3.1 профессионально-техническое образование |
процент |
24,0 |
32,0 |
40,0 |
РИПО |
3.2 среднего специальное образование |
-//- |
27,0 |
36,0 |
45,0 |
РИПО |
3.3 высшее образование |
-//- |
8,0 |
9,0 |
10,0 |
РИВШ |
4. Доля педагогических работников, прошедших повышение квалификации (и стажировку – для уровня высшего образования) (нарастающий итог): |
|||||
4.1 дошкольное, общее среднее, специальное образование (не реже одного раза в три года) |
процент |
25,0 |
27,0 |
30,0 |
АПО УДО УОСО |
4.2 профессионально-техническое и среднее специальное образование (не реже одного раза в пять лет) |
-//- |
85 |
90 |
95 |
РИПО УССО |
4.3 высшее образование (не реже одного раза в пять лет) |
-//- |
88 |
90 |
95 |
РИВШ УВО |
4.4 дополнительное образование взрослых (не реже одного раза в пять лет) |
-//- |
80 |
85 |
90 |
РИВШ УДОВ |
Лицензирование образовательной деятельности |
|||||
5.Доля соискателей лицензии, в отношении которых проведена оценка и(или) экспертиза соответствия возможностей соискателя лицензии до лицензионным требованиям, лицензиата лицензионным требованиям |
процент |
50 |
100 |
100 |
ДККО |
Государственная аккредитация учреждений образования |
|||||
6. Коэффициент выполнения учреждениями образования планов мероприятий по устранению несоответствий, выявленных в ходе государственной аккредитации, подтверждении государственной аккредитации, в течение года после проведения государственной аккредитации, подтверждения государственной аккредитации |
процент |
70 |
75 |
80 |
ДККО |
7. Количество образовательных, консультационно-методических мероприятий, проведенных для учреждений образования, местных исполнительных и распорядительных органов по вопросам государственной аккредитации в сфере образования |
мероприятие |
7 |
10 |
12 |
ДККО |
Контрольно-диагностические измерения в сфере образования |
|||||
8. Доля охвата обучающихся при проведении контрольно-диагностических измерений (в рамках одного измерения) по соответствующему уровню образования: |
|||||
8.1 общее среднее образование |
процент |
80,0 |
85,0 |
90,0 |
НИО РИКЗ |
8.2 профессионально-техническое и среднее специальное образование |
-//- |
0,0 |
3,0 |
5,0 |
РИПО |
8.3 высшее образование |
-//- |
3,0 |
5,0 |
7,0 |
РИВШ |
8.4 дополнительное образование взрослых |
-//- |
0,0 |
3,0 |
5,0 |
РИВШ АПО |
9. Доля контрольно-диагностических измерений в сфере образования, проведенных с использованием цифровых платформ, в удаленном формате |
процент |
50,0 |
65,0 |
70,0 |
НИО РИКЗ РИПО РИВШ АПО |
Статистическое наблюдение за образовательной деятельностью |
|||||
10. Доля статистической информации, представляемой учреждением образования в электронном формате |
процент |
90,0 |
95,0 |
100,0 |
ГИАЦ |
11. Доля учреждений среднего специального образования, высшего образования, дополнительного образования взрослых, внедривших электронные формы отчетности для педагогических работников |
процент |
10,0 |
15,0 |
30,0 |
УССО УВО УДОВ |
Контроль за обеспечением качества образования |
|
||||
12. Доля профилактических мероприятий в общей численности контрольных мероприятий за обеспечением качества образования |
процент |
80 |
85 |
90 |
ДККО |
13. Доля мониторинга за обеспечением качества образования, проведенного с использованием информационно-коммуникационных технологий |
процент |
10 |
15 |
20 |
ДККО |
Комплексный анализ полученной информации |
|||||
14. Количество информационно-аналитических материалов о типичных несоответствиях образовательной деятельности законодательству об образовании (по уровням образования) |
материалы |
2 |
2 |
2 |
ДККО |
Внутреннее обеспечение качества образования на уровнях образования |
|||||
15. Организация обучения педагогических работников в области внутреннего обеспечения качества образования (по уровням образования) |
|||||
15.1 дошкольное образование |
человек |
30 |
50 |
70 |
АПО |
15.2 общее среднее образование |
-//- |
30 |
50 |
70 |
АПО НАОКО |
15.3 специальное образование |
-//- |
30 |
30 |
30 |
АПО НАОКО |
15.4 среднее специальное образование |
-//- |
50 |
70 |
90 |
РИПО НАОКО |
15.5 высшее образование |
-//- |
50 |
50 |
50 |
РИВШ НАОКО |
15.6 дополнительное образование взрослых |
-//- |
30 |
30 |
30 |
РИВШ НАОКО |
15.7 иная организация |
-//- |
30 |
0 |
30 |
РИВШ НАОКО |
В Сведениях о целевых показателях используются следующие сокращения:
АПО – государственное учреждение образования «Академия последипломного образования»;
ГИАЦ – учреждение «Главный информационно-аналитический центр Министерства образования Республики Беларусь»;
ГУОСДСО – Главное управление общего среднего, дошкольного и специального образования Министерства образования;
ГУПО – Главное управление профессионального образования Министерства образования;
ДККО – Департамент контроля качества образования Министерства образования;
НАОКО – государственное учреждение «Национальное агентство по обеспечению качества образования»;
НИО – научно-методическое учреждение «Национальный институт образования Министерства образования Республики Беларусь»;
РИВШ – государственное учреждение образования «Республиканский институт высшей школы»;
РИКЗ – учреждение образования «Республиканский институт контроля знаний»;
РИПО – учреждение образования «Республиканский институт профессионального образования»;
УВО – учреждения высшего образования;
УДО – учреждения дошкольного образования;
УДОВ – учреждения дополнительного образования взрослых;
УССО – учреждения среднего специального образования.
Приложение 2
к Программе развития национальной системы обеспечения качества образования до 2025 года и на перспективу до 2030 года
КОМПЛЕКС МЕРОПРИЯТИЙ
по реализации в 2023-2025 гг. Программы развития национальной системы обеспечения качества образования до2025 года и на перспективу до 2030 года
Мероприятия |
Сроки реализации, годы |
Организации, ответственные за реализацию |
Единые требования к содержанию образования, образовательной деятельности учреждений образования и педагогическим кадрам |
||
1. Разработка критериев и показателей оценки деятельности учреждений дошкольного образования, специального образования |
2024-2025 гг. |
НИО ГУОСДСО |
2. Обновление критериев оценки деятельности учреждений общего среднего образования |
2024-2025 гг. |
НАОКО ГУОСДСО |
3. Обновление критериев оценки деятельности учреждений высшего образования |
2023-2025 гг. |
РИВШ ГУПО |
4. Обновление критериев оценки деятельности учреждений дополнительного образования взрослых, реализующих образовательные программы, перечисленные в подпункте 5.1 пункта 5 статьи 28 Кодекса Республики Беларусь образовании |
2024 гг. |
РИВШ АПО ГУПО |
5. Разработка и утверждение Стратегии управления качеством профессионального образования Республики Беларусь (для уровней профессионально-технического и среднего специального образования) |
2023 г. |
РИПО НАОКО ГУПО |
6. Проведение правового мониторинга нормативных правовых актов в сфере образования (по уровням образования) |
2024-2025 гг. |
ГУОСДСО ГУПО |
7. Разработка методических рекомендаций по диагностике профессиональных компетенций педагогических работников |
2023 г. |
АПО РИПО РИВШ |
8. Проведение ежегодной диагностики профессиональных компетенций педагогических работников с целью определения необходимого направления повышения квалификации |
2023-2025 гг. |
УО АПО РИПО РИВШ |
9. Ежегодный мониторинг повышения квалификации педагогических работников, в том числе на основе результатов диагностики профессиональных компетенций (по соответствующим уровням образования)
|
2023-2025 гг. |
АПО РИПО РИВШ |
Лицензирование образовательной деятельности |
||
10. Координация, организационно-методическое сопровождение деятельности местных исполнительных и распорядительных органов, осуществляющих лицензирование дошкольного, общего среднего, специального образования |
2023-2025 гг. |
ДККО |
11. Разработка проекта Положения об осуществлении лицензионного контроля в сфере образования |
2023 г. |
ДККО |
12. Консультационно-методическое сопровождение учреждений образования на уровнях дошкольного, общего среднего и специального образования, местных исполнительных и распорядительных органов по вопросам лицензирования дошкольного, общего среднего, специального образования |
2023-2025 гг. |
ДККО |
Государственная аккредитация учреждений образования |
||
13. Осуществить мероприятия по частичному переводу административных процедур государственной аккредитации и подтверждения государственной аккредитацииучреждения образования, иной организации, осуществляющей образовательную деятельность, в электронный вид |
2025 г. |
ДККО
|
14. Модернизация базы данных аккредитованных учреждений образования и иных организаций, осуществляющих образовательную деятельность |
2024 гг. |
ДККО |
15. Cоздание единой базы экспертов, привлекаемых к аккредитационной экспертизе организаций, осуществляющих образовательную деятельность, по образовательным программа высшего образования в Российской Федерации, членов комиссий по установлению соответствия в Республике Беларусь (в рамках построения единого образовательного пространства Союзного государства) |
2024-2025 гг. |
ДККО |
16. Организация и проведение повышения квалификации, обучающих курсов, иных образовательных мероприятий по тематике государственной аккредитации в сфере образования |
2023 г. |
НАОКО |
17. Оказание консультационно-методической помощи учреждениям образования, иным организациям, осуществляющим образовательную деятельность, местным исполнительным и распорядительным органам по вопросам государственной аккредитации в сфере образования |
2023-2025 гг. |
НАОКО ДККО |
Контрольно-диагностические измерения в сфере образования |
||
18. Разработка инструментария и форм оценки качества дошкольного образования, специального образования |
2024-2025 гг. |
НИО |
19. Внедрение централизованного экзамена как механизма независимой итоговой аттестации по результатам освоения образовательных программ общего среднего образования |
с 2023 г. |
РИКЗ НИО |
20. Проведение республиканских контрольных работ на уровне общего среднего образования (два раза в три года) |
с 2024 г. |
НИО |
21. Проведение Национального исследования качества образования в учреждениях образования, реализующих образовательную программу общего среднего образования, его организационное и методическое обеспечение (один раз в три года) |
с 2023 г. |
НИО РИКЗ ГИАЦ АПО |
22. Разработка и апробация диагностического инструментария по оценке функциональной грамотности обучающихся с особенностями психофизического развития в различных сферах жизнедеятельности в условиях инклюзивного образования |
2024-2025 гг. |
НИО
|
23. Расширение форм и практики проведения исследований, контрольных срезов и др. на уровнях профессионально-технического, среднего специального и высшего образования, в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий |
с 2023 г. |
РИВШ РИПО |
24. Расширение практики проведения комплексных контрольных работ на уровнях профессионально-технического, среднего специального и высшего образования с использованием информационно-коммуникационных технологий, в том числе в удаленном формате (на уровне высшего образования), в рамках государственной аккредитации и подтверждения государственной аккредитации |
2023-2025 гг. |
НАОКО ДККО |
25. Разработка диагностического инструментария и форм контрольных измерений для дополнительного образования взрослых |
2024 г. |
РИВШ АПО |
26. Апробация диагностического инструментария и форм контрольных измерений для дополнительного образования взрослых |
2025 г. |
РИВШ АПО |
Статистическое наблюдение за образовательной деятельностью |
||
27. Разработка и апробация информационной системы управления образованием с учетом составляющих элементов системы обеспечения качества образования и стандартизации форматов собираемой информации |
по отдельному плану |
ГИАЦ |
28. Разработка электронных форм отчетности для педагогических работников при сохранении содержания и общего объема отчетности, исключение дублирующих отчетных форм и их упрощение на уровнях дошкольного и общего среднего образования |
2024-2025 гг. |
ГИАЦ НИО АПО |
29. Разработка и апробация электронных форм отчетности для педагогических работников на уровнях профессионально-технического, среднего специального и высшего образования, дополнительного образования взрослых |
2023-2025 гг. |
УССО УВО УДОВ |
30. Совершенствование технологий использования статистической информации в качестве информационной основы принятия управленческих решений в сфере образования |
2023-2025 гг. |
ГИАЦ |
Контроль за обеспечением качества образования |
||
31. Координация и организационно-методическое обеспечение деятельности местных исполнительных и распорядительных органов в сфере контроля за обеспечением качества образования |
2023-2025 гг. |
ДККО |
32. Разработка проекта Положения об осуществлении контрольной деятельности в сфере обеспечения качества образования |
2024 г. |
ДККО |
33. Проведение мониторинга за обеспечением качества образования с использованием информационно-коммуникационных технологий |
2023-2025 гг. |
ДККО
|
Комплексный анализ полученной информации |
||
34. Уточнение функций государственных организаций образования, обеспечивающих функционирование системы образования, учреждений, на которые возложены функции организации, осуществляющей научно-методическое обеспечение образования, в части обеспечения качества образования, а также иных государственных организаций, подчиненных Министерству образования |
2023 г. |
НИО АПО РИВШ РИПО ГИАЦ |
35. Представление аналитической информации по итогам изучения соответствующих элементов национальной системы обеспечения качества образования в Министерство образования |
в течение 10 дней после подготовки соответствующей информации |
НИО АПО РИВШ РИКЗ РИПО ГИАЦ |
36. Рассмотрение вопросов обеспечения качества образования на коллегиях Министерства образования и (или) заседаниях общественно-консультативного совета по вопросам образования при Министерстве образования, иных общественных советах (по уровням образования) |
2023-2025 гг. 1 раз в полугодие |
ГУКПОАР |
Внутреннее обеспечение качества образования (на уровне учреждения образования) |
||
37. Разработка методических рекомендаций по порядку организации и проведения самоконтроля за обеспечением качества образования в учреждениях образования, определения его периодичности(по уровням образования) |
2024-2025 гг. |
НИО РИПО РИВШ АПО |
38. Проектирование в рамках научно-исследовательской работы, направленной на научно-техническое обеспечение деятельности Министерства образования, научно-методического и нормативно-правового обеспечения системы внутренней оценки качества образования в учреждениях образования (по уровням образования) |
2023-2025 гг. |
РИВШ АПО РИПО НИО |
39. Осуществление подготовки специалистов в области оценки качества образования: переподготовка руководителей и специалистов по специальности 9-09-0114-21 «Управление качеством образования» |
2023-2025 гг. |
РИВШ |
40. Организация обучения педагогических работников в области внутреннего обеспечения качества образования (по уровням образования) |
2023-2025 гг. |
АПО РИПО РИВШ НАОКО |
Механизм контроля выполнения комплекса мероприятий |
||
41. Ежегодное представление информации о выполнении настоящего Комплекса мероприятий в Департамент контроля качества образования Министерства образования |
до 15 января |
Организации, ответственные за реализацию |
42. Подготовка ежегодного отчета о выполнении Комплекса мероприятий и его представление Министру образования |
до 25 января |
ДККО |
43. Разработка и представления на утверждение в Министерство образования Комплекса мероприятий по реализации в 2026-2030 гг. Программы развития национальной системы обеспечения качества образования до 2025 года и на перспективу до 2030 года |
до 1 декабря 2025 г. |
ДККО Организации, ответственные за реализацию |
44. Определение показателей, характеризующих выполнение задач Программы развития национальной системы обеспечения качества образования до 2025 года и на перспективу до 2030 года, и их значений на 2026-2030 гг. и представление на утверждение в Министерство образования |
до 1 декабря 2025 г. |
ДККО Организации, ответственные за реализацию |
В Комплексе мероприятий используются следующие сокращения:
АПО – государственное учреждение образования «Академия последипломного образования»;
ГИАЦ – учреждение «Главный информационно-аналитический центр Министерства образования Республики Беларусь»;
ГУКПОАР – Главное управление кадровой политики и организационно-аналитической работы;
ГУОСДСО – Главное управление общего среднего, дошкольного и специального образования Министерства образования;
ГУПО – Главное управление профессионального образования Министерства образования;
ДККО – Департамент контроля качества образования Министерства образования;
НАОКО – государственное учреждение «Национальное агентство по обеспечению качества образования»;
НИО – научно-методическое учреждение «Национальный институт образования Министерства образования Республики Беларусь»;
РИВШ – государственное учреждение образования «Республиканский институт высшей школы»;
РИКЗ – учреждение образования «Республиканский институт контроля знаний»;
РИПО – учреждение образования «Республиканский институт профессионального образования»;
УВО – учреждения высшего образования; УДОВ – учреждения дополнительного образования взрослых.