консультиции

Консультация

16.11.2023
«Планирование образовательного процесса. Подготовка и проведение занятий. Подбор наглядного материала.»
развернуть

Консультация

«Планирование образовательного процесса. Подготовка и проведение занятий. Подбор наглядного материала

Новые требования, выдвигаемые обществом к повышению качества развития ребёнка в учреждениях дошкольного образования, изменения нормативного и учебно-методического обеспечения дошкольного образования Республики Беларусь обосновали  потребность в поиске наиболее эффективных моделей планирования образовательного процесса.

Формы планирования:

календарное планирование – планирование специально организованного обучения, видов детской деятельности и соответствующих им форм работы с воспитанниками на каждый день недели;

перспективное планирование – планирование на длительный период: год, полугодие, месяц;

перспективно-календарное планирование – часть разделов плана планируется на год, полугодие, месяц, а часть разделов планируется на каждый день недели месяца.

 

Требования к планированию

краткость плана, его компактность, гибкость;
детализация  плана  в  зависимости  от  образования,  педагогического  опыта  и  индивидуального  стиля деятельности педагогического работника;
целенаправленность и конкретность образовательных задач;
согласованность плана с деятельностью учреждения;
сочетание перспективности и актуальности намеченных направлений работы;
преемственность, систематичность и последовательность;
оптимальное сочетание задач обучения и организации деятельности детей;
реальность выполнения, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, уровня их подготовленности и условий;
единство целевой установки и условий реализации;
знание фактического уровня развития воспитанников по всем направлениям.

В условиях реализации обновленного варианта учебной программы дошкольного образования в учреждении разработана модель перспективно-календарного планирования, которая условно разделена на два составляющих блока:

специально организованная деятельность, регламентированная типовым учебным планом дошкольного образования (игра, занятие);
нерегламентированная деятельность воспитанников.

 

Специально организованная деятельность планируется по следующим образовательным областям:

«Физическая культура»;

«Ребенок и общество»;

«Элементарные математические представления»;

«Ребенок и природа»;

«Развитие речи и культура речевого общения»;

«Развіцце маўлення і культура маўленчыхзносін» (со второй младшей группе (от 3 до 4 лет) реализация содержания осуществляется в специально организованной деятельности);

«Подготовка к обучению грамоте» (реализуется в группе старшего дошкольного возраста);

«Изобразительное искусство»;

«Музыкальное искусство»;

«Художественная литература» (в первой младшей (от 2 до 3 лет), второй младшей группе (от 3 до 4 лет) используются произведения художественной литературы и фольклора на белорусском языке.Начиная со средней группы (от 4 до 5 лет) в специально организованной деятельности используются произведения художественной литературы и фольклора на русском языках.).

При планировании специально организованной деятельности определяются ее тема и цель в течение недели.

В содержание планирования включаются:

образовательная область и вид занятия;
тема занятия;
программные задачи (обучающие, развивающие, воспитательные);
источники планирования.

 

Нерегламентированная деятельности включает в себя следующие виды детской деятельности:

общение (ситуационные диалоги, беседы, коммуникативные ситуации, артикуляционные упражнения, фонетические игры, невербальные средства общения, чтение с обсуждением, рассказы, этюды, упражнения на развитие коммуникативных умений, игры-задания, ставящие ребёнка в условия морального выбора, проблемные ситуации);

игра (сюжетно-ролевые игры, режиссерские, театрализованные, дидактические игры, развивающие, интеллектуальные, игры-экспериментирования, подвижные игры, игра с природными материалами, игры-драматизации, народные белорусские игры); сенсомоторные игры, игры-экспериментирования);

познавательная практическая (предметная – в группах раннего возраста) (наблюдения, обследование, действия с измерительным оборудованием, проблемные ситуации, экспериментирование, опыты, целевые прогулки, экскурсии, моделирование, исследование свойств, просмотр диафильмов, видеофильмов познавательного характера);

художественная (чтение литературных произведений, праздники, досуги, развлечения, различные виды театров, посещение музеев, театров, выставок, восприятие произведений искусства, художественное творчество ребенка, рассматривание иллюстраций, картин, художественных фотографий, драматизации);

трудовая (труд в природе, хозяйственно-бытовой труд, коллективный труд, ручной труд, самообслуживание).

Практика показала, что все эти виды деятельности пересекаются друг с другом, интегрируя элементы одна другой, что позволяет жизнедеятельность детей сделать интересной, разнообразной, расширить интерес к изучаемому материалу, создать ситуацию успеха каждому ребенку, реализовать потенциал исследовательской деятельности детей, способности делать собственные открытия. Интеграция образовательного процесса обеспечивает в полной мере индивидуализацию и дифференциацию, стимулирует социальную активность детей.

 

План реализации образовательного процесса(структурные компоненты):

1. Задачи деятельности учреждения образования на учебный год.
2. Научно методическое обеспечение (перечень учебных изданий, официально утвержденных либо допущенных в качестве соответствующего вида учебного издания Министерством образования Республики Беларусь, рекомендованных Национальным институтом образования).
3. Взаимодействие с семьями воспитанников (формы и содержание работы по повышению психолого-педагогической компетентности родителей и включению их в образовательный процесс: коллективные, индивидуальные, наглядно-информационные, информационно-коммуникационные (сайт, электронная почта и т.д.)). Педагогический работник планирует на месяц разнообразные формы сотрудничества с семьей воспитанников с учетом предстоящих мероприятий группы и общих мероприятий учреждения дошкольного образования.
4. Индивидуальная работа с воспитанниками (содержание работы по образовательным областям учебной программы на основе ежедневных наблюдений педагогического работника и с учетом результатов детской деятельности. Коррекционно-развивающая работа планируется и осуществляется педагогом-психологом, учителем-дефектологом).
5. Закаливание (основные виды закаливания планируются с учетом принципов закаливания, возрастных особенностей воспитанников, сезонных изменений, условий учреждения дошкольного образования).
6. Двигательная активность (содержание мероприятий распорядка дня: утренняя гимнастика, подвижные игры и физические упражнения на 1-й и 2-й прогулках, активный отдых):

Утренняя гимнастика (планируется на первую-вторую, третью-четвертую недели с дополнениями и усложнениями во второй и четвертой неделях). Комплекс упражнений подбирается и с учетом места проведения утренней гимнастики.

Физкультурный досуг (1-2 раза в месяц – во второй младшей группе, (2 раза в месяц – в средней и старшей группах), физкультурный праздник (4 раза в год в средних и старших группах), день здоровья (4 раза в год в средних и старших группах).

Самостоятельная двигательная активность (отводится время: утром, после завтрака, на первой прогулке, после сна, на второй прогулке, вечером и в разных видах детской деятельности).

7. Специально организованная деятельность, регламентированная типовым учебным планом дошкольного образования.
8. Нерегламентированная деятельность воспитанников.

В учреждениях образования рекомендуется часть структурных компонентов плана (годовые задачи учреждения образования; научно-методическое обеспечение; взаимодействие с семьей; индивидуальная работа с воспитанниками; закаливание; двигательная активность) разрабатывать на год, полугодие, месяц, а часть (специально организованная и нерегламентированная деятельность) – на каждый день недели месяца.

При планировании образовательного процесса в группах раннего возраста с целью качественной реализации содержания учебной программы дошкольного образования необходимо обеспечить повторность проведения занятий.

 

Этапы планирования специально организованной деятельности

Разработка системы занятий по теме или разделу.
Определение темы и ведущих понятий занятия.
Определение триединой дидактической цели занятия, задач на основе учебной программы дошкольного образования, уровня развития детей.
Подбор литературы по теме.
Подбор игр и упражнений, для реализации поставленных задач.
Выбор формы организации занятия (игра, упражнение, комбинированное занятие, комплексное и др.), организации детей (сидя или стоя за столами, сидя полукругом на стульях, на ковре или свободно перемещаясь вслед за воспитателем по группе и др.), определение своего свободного места и всех возможных перемещений в процессе занятия.
Конкретизация дидактических средств: их количество, размещение, последовательность использования.
Продумывание форм и содержания игровых, учебных, учебно-игровых ситуаций, их чередования или последовательности.
Проектирование начала занятия, его хода и окончания.
Формулирование заданий и вопросов детям, возможных реплик, пояснений, указаний, обобщения в каждой из структурных частей занятия.
Предусматривание логики перехода от одной структурной части занятия к другой, их примерной длительности.
Продумывание разнообразных методов и приемов активизации внимания и мышления, развития сенсорики и речи, поддержания интереса к занятию и стимулирования учебной деятельности дошкольников.
Предусматривание индивидуально – дифференцированного подхода к детям на занятии (варьирование заданий, их дозировка, помощь детям при выполнении заданий и упражнений в разных формах), физкультминуток и др.
Продумывание форм оценки выполненного задания детьми.
Подготовка конспекта занятия.

 

Подготовка к занятиям состоит из трёх этапов: планирование занятий, подготовка оборудования, подготовка детей к занятию.

Подготовке к занятию необходимо следовать следующему алгоритму действий:

 

определить программные задачи, форму проведения занятия;
составить план – конспект, который включает в себя программные задачи (обучающие, развивающие, воспитательные), оборудование (демонстрационный и раздаточный материал), предварительную работу с детьми (если необходимо), ход занятия;
методические приёмы.
наметить методы и приёмы,
детально продумать ход занятия.

В качестве источников при планировании допускается использование изданий, официально утвержденных либо допущенных Министерством образования Республики Беларусь.  

! ВАЖНО! Не механически переписывать информацию из источника, а применять творчески, преломляя программный материал с учётом особенностей детей.

Подготовка оборудования:

Накануне занятия (желательно с вечера предыдущего дня) отобрать оборудование, проверить, исправно ли оно, хватает ли дидактического и раздаточного материала и т.д.

К некоторым занятиям нужно готовиться заранее (например, если необходимо показать проросшее семя растения, его нужно прорастить заблаговременно)

Подготовка детей к занятиям

Создать интерес к предстоящей работе

Предупредить детей о начале занятия минут за 10, чтобы они успели закончить свои игры и настроиться на занятие

Организовать работу дежурных по подготовке к занятию

Полезно пополнить свои собственные знания о предмете занятия: прочитать художественный очерк, навести справку у знающих лиц, детально ознакомиться с местом и объектом виртуальной экскурсии, чтобы быть во всеоружии на занятии, так как дети могут задать такой вопрос, что для простого и понятного ответа на него необходимо самому иметь достаточные знания.

Тщательная подготовка к занятию придает педагогу уверенность, спокойствие, которое всегда хорошо влияет на детей.

Особенности организации и проведения занятий в разных возрастных группах

Достижение положительных результатов зависит от правильной организации образовательного процесса. При посещении занятий прежде всего следует обратить внимание на соблюдение гигиенических условий: помещение должно быть проветрено; при общем нормальном освещении свет должен падать с левой стороны; оборудование, инструменты и материалы и их размещение должны отвечать педагогическим, гигиеническим и эстетическим требованиям.

Длительность занятия должна соответствовать установленным нормам, а время использоваться полноценно. Большое значение имеет начало занятия, организация детского внимания, постановка перед детьми учебной или творческой задачи, объяснение способов ее выполнения.

Важно, чтобы педагог во время объяснения, показа способов действия активизировал детей, побуждал осмысливать, запоминать то, о чем он говорит. Детям надо предоставлять возможность повторять, проговаривать те или иные положения (например, как решать задачу, делать игрушку). Объяснение не должно занимать более 3–5 мин.

В ходе занятия педагог привлекает к активному участию в работе всех детей, учитывая их индивидуальные особенности, формирует у детей предпосылки учебной деятельности, развивает способность оценивать и контролировать свои действия. Учебная ситуация используется для развития у детей доброжелательного отношения к товарищам, выдержки, целеустремленности.

В ходе занятия педагог предлагает новый материал в строгой логической последовательности. Но любое изучение материала (особенно нового) должно опираться на субъективный опыт ребенка, его интересы, склонности, устремления, индивидуально-значимые ценности, которые определяют своеобразие восприятия и осознания окружающего мира каждым малышом.

В процессе общения на занятии происходит не только одностороннее воздействие педагога на ребенка, но и обратный процесс.

Ребенок должен иметь возможность максимально использовать свой собственный, уже имеющийся опыт, личностно-значимый для него, а не просто безоговорочно принимать («усваивать») все, что сообщает ему педагог.

В этом смысле педагог и ребенок выступают как равноправные партнеры, носители разнородного, но одинаково необходимого опыта. Основной замысел личностно-ориентированного занятия состоит в том, чтобы раскрыть содержание индивидуального опыта ребенка, согласовать его с задаваемым и тем самым добиться личностного усвоения этого нового содержания.

Педагог должен продумать не только то, какой материал он будет сообщать, но то, какие возможны переклички этого материала с личным опытом детей.

При организации занятия профессиональная позиция педагога состоит в заведомо уважительном отношении к любому высказыванию ребенка по содержанию обсуждаемой темы.

Нужно подумать, как обсуждать детские «версии» не в жестко-оценочной ситуации (правильно – неправильно), а в равноправном диалоге. Только в этом случае дети будут стремиться быть «услышанными» взрослым.

Одной из форм повышения работоспособности детей, предупреждения утомления, связанного с большой сосредоточенностью, длительным напряжением внимания, а также однообразным положением тела во время сидения за столом, является физкультурная минутка. Физкультминутки благоприятно влияют на активизацию деятельности детей, помогают предупредить нарушения осанки. Во всех группах физкультминутки проводятся систематически. Обычно это кратковременные перерывы (1,5–2 мин).  Во второй младшей и средней группах физкультминутки проводятся в игровой форме. Время их проведения и подбор упражнений определяются характером и содержанием занятия. Так, например, на занятиях по рисованию, лепке физкультминутка включает активное сгибание, разгибание рук, сведение и разведение пальцев, свободное потряхивание кистями рук. На занятиях по развитию речи, математике используются упражнения для мышц спины – потягивания, выпрямления с глубоким дыханием через нос. С целью усиления эмоционального воздействия физкультурных минуток воспитатели могут использовать небольшие стихотворные тексты.

В каждой возрастной группе количество занятий и их продолжительность регламентируется учебным планом, учебной программой дошкольного образования, санитарными нормами и правилами.   

Воспитателю предоставляется право варьировать место занятий в педагогическом процессе, интегрировать содержание различных видов занятий в зависимости от поставленных целей и задач обучения, их место в образовательном процессе.

В раннем дошкольном возрасте с детьми проводятся игры – занятия. 

 

Форма организации детей на занятия может быть различной: дети сидят за столом, на стульчиках, расставленных полукругом, или свободно передвигаются по групповой комнате.

Эффективность занятия в большей степени зависит от того насколько эмоционально оно протекает.

Важным дидактическим принципом, на основе которого строится методика занятий с детьми 2-го года жизни, является применение наглядности в сочетании со словом.

Обучение детей раннего возраста должно носить наглядно-действенный характер.

В группах детей дошкольного возраста, когда познавательные интересы получают уже известное развитие, бывает достаточно сообщения о теме или основной цели занятия. Дети старшего возраста привлекаются к организации необходимой обстановки, что также способствует возникновению интереса к занятию. Однако основное значение имеют содержание и характер постановки учебных задач.

Дети постепенно приучаются к определенным правилам поведения на занятиях. О них воспитатель все время напоминает детям и при организации занятия и в начале его.

В конце занятия с детьми дошкольного возраста формулируется общий итог познавательной деятельности. При этом воспитатель стремится к тому, чтобы итоговое суждение было плодом усилий самих детей, побуждать их к эмоциональной оценке занятия.

Окончание занятия в младших группах направлено на усиление положительных эмоций, связанных как с содержанием занятия, так и с деятельностью детей. Лишь постепенно в средней группе вводится некоторая дифференциация оценки деятельности отдельных детей.

свернуть

Консультация

16.11.2023
«Эффективные принципы взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников»
развернуть

Консультация

«Эффективные принципы взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников»

«Высокая техника педагогического общения - не только один из компонентов, но и ведущая составляющая педагогического мастерства».

На современном этапе развития общества очень большое внимание уделяется всестороннему развитию ребенка. И добиться этого возможно при тесном взаимодействии педагога и родителя, ставя единые задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, активными, здоровыми, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми личностями. Современные дошкольные учреждения много делают для того, чтобы общение с родителями было насыщенным и интересным. С одной стороны, педагоги сохраняют все лучшее и проверенное временем, а с другой — ищут и стремятся внедрять новые, эффективные формы взаимодействия с семьями воспитанников, основная задача которых — достижение реального сотрудничества между детским садом и семьей.

 Трудностей в организации общения с родителями много: это и непонимание родителями важности режима дошкольного учреждения, и постоянное его нарушение, отсутствие единства требований в семье и детском саду. Сложно складывается общение с молодыми родителями, а также с родителями из неблагополучных семей или имеющими проблемы личного характера. Они зачастую относятся к педагогам снисходительно и пренебрежительно, с ними трудно установить контакт, наладить сотрудничество, стать партнерами в общем деле воспитания ребенка. Но многие из них хотели бы общаться с педагогами «на равных», как с коллегами, прийти к доверительному, «душевному» общению.

Воспитатель должен занимать ведущую роль в организации общения. Чтобы выстроить его важно обладать коммуникативными умениями, ориентироваться в проблемах воспитания и нуждах семьи, быть в курсе последних достижений науки. Педагог должен дать родителям почувствовать свою компетентность и заинтересованность в успешном развитии ребенка.

 Педагог, компетентный в сфере общения с родителями, понимает, зачем нужно общение, и каким оно должно быть, знает, что необходимо, чтобы общение было интересным и содержательным, и, главное, активно действует.

 

Три составляющие общения:

1 -восприятие человека человеком, в процессе общения.

2-процесс передачи информации: обмен мнениями, сведениями, желаниями - это то, что мы говорим.

3- организацию совместной деятельности, взаимодействия в разговоре (как мы говорим, какие цели преследуем), которое может выражаться в давлении, уклонении, пассивности одного из партнеров.

 

Этапы общения:

Самопрезентации педагога. Мы еще не успели ничего сказать, а мнение о нас уже сформировано, в соответствии с впечатлением, которое мы произвели на собеседника. Наш внешний вид: одежда, прическа, походка и многое другое подсказали родителям в какой манере с нами общаться. Поэтому очень важно для педагога преподнести себя: быть аккуратно одетым, в чистой обуви, чтобы это были туфли, а не мягкие тапочки без задников. Ведь родители, как и педагоги, «считывают» информацию с его внешнего облика, подстраиваются под определенное состояние собеседника. В это время педагог может уловить настроение родителя, отношение к себе, нащупать нужный тон, создать атмосферу делового взаимодействия.

Речевое общение. Педагогическая практика показывает, что неверно выстроенное речевое сообщение может привести как к непониманию партнерами друг друга, так и к открытому конфликту.

 

Основные стили общения

Совместное творчество- это единство высокого профессионализма педагога и его этических установок. Схема этого общения ставит педагога и родителя в паритетное положение, когда ставятся общие цели и совместными усилиями находятся решения. В этом стиле, как на фотопленке, проявляются все личностные качества обеих сторон. Увлеченность общим делом – источник дружественности и одновременно дружественность, помноженная на заинтересованность, рождает совместный увлеченный поиск.

Авторитарный стиль- педагог все решения принимает единолично, отдает приказы, делает указания. При авторитарном стиле общения, решения принимаются педагогом и поступают родителям в виде директив, поэтому этот стиль часто называют директивным.

Попустительский стильарактерной чертой попустительского стиля общения является незначительная активность педагога, проблемы с родителями обсуждаются формально. Педагог подвергается различным влияниям, не проявляет инициативы в совместной деятельности с родителями, часто не желает или не способен сам принимать решения, ограничиваясь формальным выполнением обязанностей и указаний администрации.

Стиль дистанция. Дистанция выступает как показатель ведущей роли педагога. Популярность этого стиля общения заключается в том, что начинающие педагоги нередко считают, что общение - дистанция помогает им сразу же утвердить себя как педагога, и поэтому они используют этот стиль в известной мере как средство самоутверждения. Но, использование этого стиля общения, в большинстве случаев, ведет к педагогическим неудачам, поэтому следует выбрать разумный диапазон его применения.

Стиль устрашение этот стиль искусственно ставит партнера в зависимое положение, вызывая у того негативное отношение к противоположной стороне. Процесс общения оказывается жестко регламентированным, загнанным в формально-официальные рамки. Между общающимися возводится незримый барьер отчуждения.

Стиль заигрывание. Им часто пользуются молодые педагоги, чтобы быстро установить контакт с родителями, понравиться им, это вызвано отсутствием необходимой общепедагогической и коммуникативной культуры, умений и навыков педагогического общения, опыта профессиональной коммуникативной деятельности.

 

Принципами взаимодействия с родителями являются:

 

1.Доброжелательности.

Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями неуместны категоричность, требовательный тон. Ведь любая прекрасно выстроенная администрацией детского сада модель взаимодействия с семьей останется «моделью на бумаге», если воспитатель не выработает для себя конкретных форм корректного обращения с родителями. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями — значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие. 

2.Индивидуальности.

Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации. 

3. Сотрудничества, а не наставничества.

Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь. 

4.Серьезности и организованности.

Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить. Главное в этой работе - качество, а не количество отдельно взятых, не связанных между собой мероприятий. Слабое, плохо подготовленное родительское собрание или семинар могут негативно повлиять на положительный имидж учреждения в целом.

5.Динамичность.

Дошкольное учреждение сегодня долженонаходиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

УВАЖАЕМЫЕ ПЕДАГОГИ, ПОМНИТЕ!

 

Не выносите суждений. Воспитателю необходимо избегать суждений типа «Вы слишком мало уделяете времени воспитанию сына (дочери)», так как эти фразы (даже если они абсолютно справедливы) чаще всего порождают протест со стороны родителей.
Не поучайте. Не подсказывать решения. Нельзя навязывать собеседнику свою собственную точку зрения и «учить жизни» родителей, так как фразы «На Вашем месте я бы…» и им подобные ущемляют самолюбие собеседника и не способствуют процессу общения.
Не ставьте «диагноз». Необходимо помнить, что все фразы воспитателя должны быть корректны. Категоричные высказывания - «Ваш ребенок не умеет себя вести», «Вам нужно обратиться по поводу отклонений в поведении вашего сына (дочери) к психологу» всегда настораживают родителей и настраивают против вас.
Не выпытывайте. Нельзя задавать родителям вопросы, не касающиеся педагогического процесса, так как излишнее любопытство разрушает взаимопонимание между семьей и детским садом.
Не разглашайте «тайну». Воспитатель обязан сохранять в тайне сведения о семье, доверенные ему родителями, если те не желают, чтобы эти сведения стали достоянием гласности.
Не провоцируйте конфликты. Воспитатель избежит конфликтных ситуаций в общении с родителями, если будет соблюдать все вышеперечисленные правила общения с родителями.

 

 

 

 

свернуть