Яндекс.Метрика

Обращение с отходами

4.1. Изучить состав образующихся в дошкольном учреждении отходов и провести анализ источников их образования

В феврале 2023 года заместителем заведующего по хозяйственной работе было проведено изучение и анализ состава образующихся отходов в учреждении дошкольного образования. В мониторинге были задействованы все группы и сотрудники дошкольного учреждения.  Всем была предложена таблица для заполнения («+» - имеются отходы, «-» не имеются). В результате были получены следующие данные:

Источники образования отходов в дошкольном учреждении

Пищевые отходы

Бумага

Пластик

Стекло

Металл

Обрезки ткани, нитки,

Прочие отходы

Листья, ветки

Всего

Пищеблок

+

+

+

+

+

 

 

 

5

Прачечная

 

 

 

 

 

+

 

 

1

Мед. блок

 

+

 

 

 

 

 

 

1

Каб. заведующего

 

+

 

 

 

 

 

 

1

Кабинет зам. зав. по ХР

 

+

 

 

 

 

 

 

1

Каб. зам. зав. по ОД

 

+

 

 

 

 

 

 

1

Бассейн

 

+

 

 

 

 

 

 

1

Отдел кадров

 

+

 

 

 

 

 

 

1

Санузел

 

+

 

 

 

 

 

 

1

Комната приёма пищи

+

+

+

 

 

 

 

 

3

Групповые помещения

 

 

Группа №1

+

+

 

 

 

 

 

+

3

Группа№2

+

+

 

 

 

 

 

+

3

Группа №3

+

+

 

 

 

 

 

 

2

Группа№4

+

+

 

 

 

 

 

 

2

Группа №5

+

+

 

 

 

 

 

+

3

Группа №6

+

+

 

 

 

 

 

+

3

Группа№7

+

+

 

 

 

 

 

 

2

Группа №8

+

+

 

 

 

 

 

+

3

Группа №9

+

+

 

 

 

 

 

 

2

Группа №10

+

+

 

 

 

 

 

 

2

Группа №11

+

+

 

 

 

 

 

 

2

Группа №12

+

+

 

 

 

 

 

 

2

Группа №13,14

+

+

 

 

 

 

 

+

3

Группа №15

+

+

 

 

 

 

 

 

2

Кабинет психолога

 

+

 

 

 

 

 

 

1

Каб. муз. руководителя

 

+

+

 

 

+

 

 

3

Каб. физ. руководителя

 

+

+

 

 

 

+

 

3

Кабинет учителя-дефектолога №1

 

+

+

 

 

 

 

 

2

Каб.  учителя-дефектолога №2

 

+

+

 

 

 

 

 

1

Кабинет учителя-дефектолога №3

 

 

+

 

 

 

 

 

 

1

Кабинет учителя-дефектолога №4

 

 

+

 

 

 

 

 

 

1

Территория ДУ

 

 

 

 

 

 

 

1

1

 

 Ответственный                                                                                Т.А Ажгиревич             

 

В ходе изучения было установлено, что основными источниками отходов в учреждении являются пищеблок (пищевые отходы, бумага, металлические крышки, стеклянные банки, картон), групповые помещения (бумага, картон, пластик, пищевые отходы) и кабинеты учителей-дефектологов, музыкальных и физкультурных руководителей (бумага, картон, пластик, куски ткани). На территории дошкольного учреждения из отходов выявлены сломанные ветки деревьев и кустов.

Дата выполнения: 28.02.2023г.

4.2. Разработать план действий по минимизации объёмов образования отходов в дошкольном учреждении, раздельному сбору отходов, сдаче вторсырья.

 

 

УТВЕРЖДАЮ

                                                                     Заведующий государственного

   учреждения образования

                                                                     "Детский сад №111г. Гродно"

                                                                      _____________Ю.В.Парманчук

                                                                      01.03.2023г.

 

 

План действий по минимизации объёмов образования отходов в дошкольном учреждении, раздельному сбору отходов, сдаче вторсырья

Мероприятия

Дата выполнения

ответственные

Организовать раздельный сбор отходов: пищевые отходы, пластик, бумага, стекло

С марта и далее постоянно

Заместитель заведующего по хозяйственной работе, творческая группа

Акция «Спаси меня- сдай батарейку!»

С 15.03.23г. по 15.04.23г.

Воспитатели старших групп

Природоохранная акция «Мы планету бережём мусор в нужный ящик мы кладём!»

Март 2023г.

Все сотрудники ДУ

Акция « Сдай макулатуру – спаси дерево!»

С 06.02.23 по 15.03.2023г.

Воспитатели старших групп

Родительское собрание «Важность экологического воспитания»

март

Администрация, воспитатель-методист, воспитатели 7 группы

Конкурс среди воспитанников старших групп  «Эко мода ХХ1 века»

март

Воспитатели старших групп

Разработка памяток «Как сортировать мусор?»

Апрель 2023г.

Воспитатели старших групп

Акция «Дадим крышечкам новую жизнь», «Крышечка- добрышечка»

 

С20.04.23г. по 19.05. 2023г.

Педагогический коллектив, воспитатели старших групп, воспитанники совместно с родителями.

Использовать отходы повторно: бумагу (для упаковки, для поделок для черновых работ); пластик (для поделок из бросового материала).

С марта на  постоянной основе

Воспитатели всех групп

 

Ответственный                                                                           Т.А. Ажгиревич 

Дата выполнения: 01.03.2023г.

4.3. Изучить состав образующихся отходов, образующихся в домашних условиях

4.3.1.  Краткосрочный проект «Мы с природой дружим- мусор нам не нужен»

 

Краткосрочный проект

«Мы с природой дружим- мусор нам не нужен»

Вид проекта - информационно – исследовательский, творческий, индивидуальный.

 

Актуальность проекта

Тема загрязнения окружающей среды в наше время очень актуальна. Многие даже не задумываются о том, что происходит с природой, когда она утопает в отходах жизнедеятельности людей. Привычный способ решения проблемы мусора – отправление его на свалку – устарел и если не менять технологию утилизации мусора, то не останется свободных мест пригодных для жилья, так как кругом будут мусорные свалки. Поэтому возникает необходимость сформировать поколение с новой экологической культурой поведения, которое должно стать осознанным и мотивированным. Чем раньше в детстве начать развивать умения правильного взаимодействия с миром, тем более ответственным будет человек за свои поступки и действия в окружающей среде.

Мусор долго разлагается, производит токсины, портит природу и ее ресурсы, которыми мы пользуемся: воздух, воду, пищу; токсичные вещества вызывают серьёзные заболевания, влияют на здоровье человека. Поэтому вторичная переработка отходов должна явиться приоритетным направлением. Раздельно собранные отходы – это сырье для изготовления нужной продукции.

Ведь в повседневной жизни мы постоянно используем вещи, которые на самом деле сделаны из вторсырья, и даже не догадываемся об этом.

Поэтому возникла необходимость в реализации проекта, где мы хотим осветить проблемы по сортировке вторсырья, посмотреть, как семьи подходят к решению уменьшения отходов в своих семьях.

Разделение мусора от вторсырья – это первый шаг к очищению нашей планеты, который может сделать каждый.

Участники проекта:

Семья Левчика Даниила (в составе 5 человек), Павловской  Евы (в составе 5 человек). воспитатель старшей группы №7 Бойко С.Б.

Срок реализации: 2 недели 27.03.2023-10.04.2023г.

Формы и методы организации проекта:

  • Беседы
  • Решение проблемных ситуаций
  • Консультации для родителей, памятки
  • Сбор и сортировка мусора (взвешивание) в домашних условиях.
  • Наблюдения
  • Обработка полученных данных

Проблема

 У детей недостаточно сформированы знания о вторсырье. Не все дети знают, что происходит с бумагой, пластиком, крышками, когда их выбрасывают, что нужно делать, чтобы они не загрязняли окружающую среду. А большинство взрослых считает, что сортировка вторсырья требует много времени и доставляет неудобства, а некоторые просто не хотят этим заниматься.

Проблемный вопрос:

Как уменьшить количество отходов? Что делать с отходами?

Цель:

Приобщить дошкольников к проблеме загрязнения окружающей среды мусором, через взаимодействие с семьями средствами проектной деятельности, поддержать новую традицию – сбора вторсырья и разделения.

Для детей: развивать экологическую культуру поведения воспитанников и их родителей; формировать представление, что такое раздельный сбор мусора; формировать у детей особое отношение к мусору – не как к твердым бытовым отходам, а как к ценному вторичному сырью.

Для родителей: развивать экологическую культуру поведения воспитанников и их родителей; формировать знания для чего используют вторичное сырьё.

Для воспитателей: привлечение внимания родителей о целесообразности вторичного использования бытовых и хозяйственных отходов; способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с детским садом

Продукт проекта:

  • создание в квартире уголка для сбора крышек, макулатуры, пластика, бытовых отходов;
  • изготовление родителями костюмов из бросового материала «Эко-мода ХХI века»;
  • изготовление настольных дидактических игр.

 Ожидаемые результаты

  • повышен уровень экологической воспитанности детей и их родителей
  • дети научились разделять мусор
  • повысился уровень знаний о сортировке, переработке и вторичном использовании отходов для последующего изготовления полезных вещей
  • осознание взрослыми значимости охраны природы, экологически целесообразного поведения в окружающей среде (на реке, на пикнике и т.д.). Формирование интереса к проблеме экологического воспитания своих детей.
  • родители воспитанников активно включаются в совместную деятельность с детским садом: участие играх, развлечениях, акциях.

 Этапы проекта:

1.Подготовительный

  • Постановка цели, задач по реализации проекта. Разработка плана реализации проекта
  • Подбор методической и художественно-экологической детской литературы, иллюстрационного материала.
  • Чтение сказок, загадок детям дома;
  • Подбор наглядных материалов: фото и видеосюжетов, тематических иллюстраций, настольно-дидактических игр по теме;
  • Насыщение предметно-пространственной, среды. Размещение информации в родительском уголке;
  • Консультации для родителей, раздача памяток.

 

2.Основной

Первую неделю с 27.03.2023-по 03.04.2023г. семьи изучали литературу, рассматривали иллюстрации по теме сортировки отходов, наблюдали за сдачей отходов посторонними людьми, разбирали проблемные ситуации. В домашних условиях собирали отходы привычным для них способом (в один контейнер).

В результате за неделю семьи собирали:

Семья Левчик Даниила- 4 кг. 450 гр. отходов

Семья Павловской Евы – 3кг.375 гр. отходов

Вторую неделю с 03.04.2023 по 10.04.2023г. семьи осознанно подошли к вопросу раздельного сбора мусора. Каждая семья определила для себя как они будут сортировать мусор, удобным для них способом.

Семья Левчика Даниила

Семья Павловской Евы

В течении недели каждая семья отсортировывала мусор, взвешивала, и вес вносили в таблицу. Затем выявили средние данные по нашим двум семьям и получили следующие данные.

Категория мусора

Вес в кг.за неделю

Семья Левчик

Семья Павловских

Бумага и картон

150г

215

Стекло

127г

55г

Пластик, пакеты, полиэтиленовая упаковка

320г

270г

Консервные банки, металлические предметы

25

30

Пищевые отходы

2,190

2,780

 

2кг.812г.

3кг.350г.

Таким образом в наших семьях больше всего скапливается органический мусор. На втором месте - отходы пластика, третье место- бумага и картон.

Бумагу и картон, стекло, металл можно сдать за деньги на вторичную переработку. Мы подсчитали, что каждая семья может заработать на бумаге от 80 до 110 бел.руб., на стекле от 50до 90 бел.руб.  (Приложение №1)

3.Заключительный

          Анализируя проблемы сортировки мусора семьи пришли к выводу, что сортировать бытовой мусор возможно и даже увлекательно. Дети приняли за практику отсортировывать мусор п разным контейнерам. На отходах пластика, стекла, металла можно не только выручить деньги, но и изготовить полезные приспособления (дидактические игры, использовать как материал для поделок на выставки, экологических костюмов  и др.).

 

4.4. Определить места сбора вторсырья в учреждении дошкольного образования

Ответственный: администрация, зам. зав.по ХР., воспитатель-методист, воспитатели старших групп.

Цель: создать условия для раздельного сбора вторсырья, для последующей переработки и повторного использования.

В дошкольном учреждении было определено место, где были установлены контейнеры для раздельного сбора макулатуры, пластика и стекла. Дети с удовольствием принимают участие в раздельном сборе.

Дата выполнения: 16.03.2023 г.

4.5. Провести с детьми ряд мероприятий по минимизации образования отходов

4.5.1 Виртуальная экскурсия на перерабатывающий завод

«Куда увозят мусор?»

Ответственный: воспитатель старшей группы №7

Участники: родители воспитанников старшей группы №7

Цель: формировать представления детей о целесообразности вторичного использования бытовых и хозяйственных отходов; стимулировать интерес к исследовательской деятельности, воспитывать аккуратность, бережное отношение к чистоте улиц города; мотивировать к раздельному сбору ТБО; привлечение внимания детей к проблемам окружающей среды.

Воспитателем Бойко С.Б. был организован просмотр познавательного мультфильма «Куда увозят мусор». Дети познакомились с процессом переработки вторичного сырья (стекло, бумаги и пластика).

После просмотра фильма закрепили полученные знания в игре «Сортируем мусор»

Дата выполнения: 22.03.2023г.

4.5.2 «Как ветер разносит мусор?» Опыты (свойства бумаги и пластика)

Ответственный: воспитатель старшей группы №7

Участники: родители воспитанников старшей группы №7

Цель: учить наблюдать, видеть причинно – следственные связи, делать выводы; воспитывать бережное отношение к природе.

Выйдя на прогулку воспитатель Бойко С.Б. предложила детям проверит как ветер разносит мусор и какой вред мусор может причинить человеку и природе в целом.  С собой дети вынеси бумагу, пластиковые бутылки, и мелкие сломанные игрушки. Положив их на дорожку и наблюдали как ветер разметает мусор. Воспитатель задавала вопросы проблемного характер: «Что будет если пластик попадет в стекло (бумага попадет на лобовое стекло, проезжающей машины, собачка наступит на острый обломок пластмассовой игрушки)?» и др.

Дети старались давать правильные ответы, рассуждали об возможных проблемах и пришли к выводу –мусор нужно собирать и сортировать.

Дата выполнения: 21.03.2023 г.

4.5.3 Природоохранная акция «Мы планету бережем – мусор в нужный ящик мы кладем»

Ответственный: воспитатели старших групп №5,7, 11,12.

Участники: воспитанники всех групп, сотрудники дошкольного учреждения

Цель: привлечь детей и взрослых к проблемам загрязнения окружающего мира,  формирование культуры бережного отношения к природным ресурсам у детей и взрослых и внедряя практику современного сбора отходов. Подлежащих вторичной переработке, а также сбор и передача на переработке вторичного сырья, собранного семьями и сотрудниками дошкольного учреждения.

Предварительная работа:

- виртуальная экскурсия на мусороперерабатывающий завод для детей ;

-рассматривание иллюстраций об загрязнении окружающей среды;

- проведение опытов с водой, бумагой и пластиком.

- чтение стихотворений на экологическую тему.

 

В дошкольном учреждении с 01.03.2023 г. проходит акция «Мы планету бережем – мусор в нужный ящик мы кладем». Творческая группа совместно с воспитателями старших групп организовала раздельный сбор мусора (весёлые ящики для сортировки). Дети с огромным удовольствием приносят туда отходы бумаги, картона; сотрудники пищеблока пустую тару от соков. Собирая и сортируя мусор все вместе бережем нашу планету.

Дата выполнения: с 01.03.2023 г. (далее - постоянно)

4.5.4. «Чистый и грязный воздух вокруг нас» Занятия по разделу «Ребенок и природа»

Ответственный: воспитатель старшей группы №7 Бойко С.Б.

Участники: воспитанники старшей группы №7

Программное содержание: обогащать и закреплять представления детей о свойствах воздуха, о значимости его в жизни человека, животных, растений; формировать представления об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для нашего здоровья, о некоторых правилах экологической безопасности, воспитывать чувство ответственности за последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде.

Дата выполнения:21.04.2023г.

4.5.5 Природоохранная акция «Сдай макулатуру – спаси дерево!»

С 06.02.2023- по 15.03.2023г.

Ответственный: воспитатели старших групп № 5,7,11,12

Участники: воспитанники всех групп и их родители, сотрудники.

Проблема загрязнения окружающей среды волнует общество уже много лет. Ежедневно люди выбрасывают достаточное количество мусора, а ведь этот мусор можно отсортировать и повторно переработать. В крупных городах строят мусороперерабатывающие заводы и привлекают общественность к участию. А когда нужно привлекать детей к проблемам экологии? Конечно уже  с дошкольного возраста.

Цель: Цель: привлечь детей и взрослых к необходимости рационального использования вторичного сырья – макулатуры.

 

За период  проведения акции было собрано 710кг.макулатуры. А это 7 спасённых дерева, 710 кВт сэкономленной электроэнергии, 1710л. Сэкономленной воды и 22 человека обеспеченны кислородом.

 

4.5.6. Родительское собрание «Важность экологического воспитания»

Ответственный: воспитатель старшей группы №7

Участники: родители воспитанников старшей группы №7

Цель: создать условия для сотрудничества педагогов и родителей, направленных на экологическое воспитание.

Воспитатель 7 группы Бойко С.Б. провела родительское собрание. На собрании родители в игровой форме разобрали основные аспекты экологического воспитания в семье и дошкольном учреждении. Также смогли проверить свои знания в области природы.

На собрании была предложена анкета «Я – мой ребёнок-природа». В анкете приняли участие 21 родитель. Результаты показали следующее.

Анкета «Я – мой ребёнок-природа»

1.Считаете ли Вы важным компонентом экологическое воспитание дошкольников?

А. Да – 14 родителей

Б. нет – 0 родителей

В. не знаю- 8 родителей

2.Как Вы понимаете, что такое Экология, что она изучает, чем занимается?

3.Как Вы считаете, зависит ли состояние здоровья детей от состояния окружающей среды?

А. Да- 17 родителей

Б.  нет – 0 родителей

В. не знаю- 4 родителя

4.Есть ли у вас комнатные растения, животные? Если нет, почему?

А. Да – 12 родителей

Б. нет- 9 родителей

5.Читаете ли вы ребенку книги о природе?

А. Да – 18 родителей

Б. нет- 3 родителя

6.Рассказываете ли вы ребенку о пользе деревьев, лекарственных трав, птиц, животных и др.?

А. да – 17 родителей

Б. нет- 4 родителя

7.Проявляет ли ваш ребенок заботливое отношение к природе?

А. Да – 19 родителей

Б. нет- 2 родителя

8.Как вы оцениваете уровень экологических знаний вашего ребенка?

А. Высший - 0

Б. Средний – 14 родителей

В. Низкий- 7 родителей

9.Какую информацию вы хотели бы получить от ДУ по экологическому воспитанию?

9 родителей  хотели бы чтоб было больше экскурсий, 11 родителей воздержались от ответа.

10.Как вы оцениваете работу ДОУ по экологическому воспитанию?

15 родителей удовлетворительно, 3 родителя – положительно, 4 родителя- воздержались.

 

 

В итоге получили массу эмоций от интересного собрания, закрепили имеющие знания и открыли новые познания.

Дата выполнения: 30.03.2023г.

4.5.7. Конкурс (совместно с родителями) «Эко-мода ХХIвека»

Ответственный: воспитатели старших групп №5,7,11,12

Участники: педагоги, воспитанники и их родители.

В нашем дошкольном учреждении   прошел экологический конкурс» - показ моделей одежды.

Цель: демонстрация одежды из нетрадиционных материалов.

Задачи: привлечение внимания детей и родителей к проблеме переработки отходов и сбора вторичного сырья; формирование бережного отношения к природе; выявление талантливых, творческих родителей; развитие фантазии и творчества участников; формирование экологической культуры у детей и взрослых; повышение эффективности совместной деятельности взрослого и ребёнка, поддержания партнёрского взаимодействия с родителями.

Активное участие в подготовке к празднику приняли родители, проявив незаурядные творческие способности, фантазию и воображение.

Дети представили яркие костюмы из мусорных и полиэтиленовых пакетов, одноразовых губок, газет, салфеток и т. д.

Аплодисментами встречали каждого участника. В конце праздника каждый участник был удостоен звания.

 

Дата выполнения: 30.03.2023г.

4.5.8   Природоохранная акция (совместно с родителями)

«Спаси меня-сдай батарейку!»

с 15.03.23 по 15.04 23 г.

Ответственный: воспитатели старших групп №5,7,11,12

Участники: педагоги, воспитанники и их родители.

Цель: формирование экологической культуры педагогов, дошкольников и их родителей; стремление беречь природу.

Сегодня нашу жизнь трудно представить себе без батареек, волшебных «палочек-выручалочек». С батарейками мы сталкиваемся ежедневно – в пульте дистанционного управления телевизора, в электронных часах, в детских игрушках. Ведь это так удобно. И зачастую, люди попросту не знают об этой опасности выброшенной батарейки. Совершенно не знают, как правильно поступать уже с использованными батарейками.

Согласно исследованиям ученых, одна батарейка загрязняет содержащимися в ней тяжелыми металлами 20 квадратных метров почвы. В лесной зоне это территория обитания одного ежика.

Все участники так прониклись этой акции, что каждый день пополнялась коробочка с батарейками. За брошенную батарейку дети и их родители получали медальончики.

В результате акции было собрано и отправлено на утилизацию 46 кг.900 гр. батареек.

 

4.5.9 «Как сортировать мусор?» Разработка памяток

Ответственный: воспитатели старшей группы № 7 Бойко С.Б.

Сортировка мусора неизбежно ставит человека перед проблемой переработки мусора. Зачастую люди просто не знают, как правильно сортировать мусор. Для этого разрабатываются памятки, условные обозначения, рекламные ролики.

Воспитатель Бойко С.Б. в группе учит детей правилам сортировки и привлекает родителей к сознательному подходу сортировки мусора.

Дата выполнения: 12.04.2023 г.

4.5.10. Акция «Дадим крышечкам новую жизнь (крышечка добрышечка)» с 20.04.2 по 19.05.2023г.

Ответственный: педагогический коллектив, воспитатели старших групп, воспитанники совместно с родителями.

Цель: привлечь детей и взрослых к совместному решению экологических и социальных задач.

По предварительным подсчетам за год на свалках города Гродно аккумулируется 600 тонн пластиковых крышек.

По данным статистики ежегодно каждый житель нашей страны выкидывает почти 200 крышек от пластиковых бутылок из-под воды, молочных и кисломолочных продуктов, детского питания, бытовых химии и парфюмерии.

Почему именно крышечки, а не какой-то другой материал?

Крышки сделаны из другого вида пластика, в отличие от бутылок и осуществлять их сбор легче и экономически выгоднее. Поэтому бутылки можно отправить в специальные контейнеры для раздельного сбора мусора, а крышечки – на благое дело.

Сбор пластиковых крышечек в дошкольном учреждении доставил огромное удовольствие как сотрудникам, так и совсем маленьким дошкольникам.

Какие крышечки собираем?

          Крышки от пластиковых бутылей; крышки, кольца от крышек и пластиковые ручки от 5-литровых и 6-литровых канистр; крышки от 19-литровых бутылей из-под воды; крышки от бытовых парфюмерии и химии (например, от зубных паст, дезодорантов); крышки и баночки от акварельных красок, пластилина, гуаши.

Особенности подготовки крышечек.

  Крышки необходимо мыть и вынимать из них вкладыши (резиновые, фольгированные, бумажные и т.д.). В случае сбора крышек на улице их нужно оставить в воде на определенное время, а затем вынуть и сполоснуть. Если же в один контейнер класть загрязненное и чистое вторсырье, то, безусловно, чистое станет грязным, и тогда все собранные крышечки придется мыть, а это влечет нежелательные расходы воды и моющих средств. В противном случае в контейнере могут возникнуть процессы плесени, брожения. Это повлияет на качество вторсырья, и завод может отказать в его принятии. А после выемки загрязненного вторсырья контейнер придется мыть или утилизировать. Сбор, хранение и транспортировка загрязненного вторсырья дороже и опаснее, нежели чистого. Более того, контейнер с загрязненным сырьем не соответствует санитарно-гигиеническим нормам и правилам.

 

Все собранные крышечки пойдут на переработку.

поделиться в: